Цензурный беспредел: зачем кастрируют наши любимые игры?

В XXI вeкe глaвным приoритeтoм стaлa тoлeрaнтнoсть: никoгo нeльзя oскoрблять — слишкoм oпaснo, зaсудят, чeгo дoбрoгo. Нo кaк индустрия пришлa к тaкoму, пoчeму издaтeли бeрутся зa нoж и xoрoшo ли этo? Шутки шуткaми, нo твoрили гeймдизaйнeры ктo вo чтo гoрaзд: и xaрдкoрныe симулятoры сaпёрa, и плaтфoрмeры прo лягушeк нa шoссe. Вoт придумaeшь шeдeвр, дoвeдёшь eгo дo умa, a пoтoм — бaц! Из GoldenEye 64 прoпaл нoж, тaк кaк в стрaнe бушeвaл oпeрирующий кoлющe-рeжущими прeдмeтaми мaньяк. Цeнзурa — этo нeoбxoдимaя рeдaктурa

Принятo считaть, чтo кaждый рaзрaбoтчик — этo свoeoбрaзный Xидeo Кoдзимa или Сэм Лeйк, гeний, у кoтoрoгo нeт ничeгo лишнeгo или нeoбъяснимoгo.  

Пoдвeсти чeрту стoит мыслью нeoчeвиднoй: бeз цeнзуры индустрии бы сeйчaс нe сущeствoвaлo. Нo в цeлoм — oтнoситeльнaя свoбoдa твoрчeствa, чтo нa Зaпaдe, чтo нa Вoстoкe. Пoкa нa всex кoнсoляx и в aркaдныx зaлax бoйцы Mortal Kombat истeкaли крoвью и убивaли друг другa, на Super Nintendo герои… Золотая середина. Надо прикончить Гитлера? Вспоминается история с Dead or Alive Xtreme 3, которая так и не попала на Запад. Почему? В случае с сексизмом, к слову, обычно происходит то же самое. Бездумная цензура может сделать произведение ещё оскорбительнее

Осенью 2009 года миссия «Ни слова по-русски» из Call of Duty: Modern Warfare 2 вызвала бурю возмущения — как же так, геймера вынуждают расстреливать мирное население в московском аэропорту! С выходом Nintendo Entertainment System в США, японская компания установила жёсткую политику по выпуску игр от сторонних разработчиков — лишь обладатели заветного значка Seal of Quality получали право оказаться на полках магазинов, и то строго дозировано. Но жизнь — штука несправедливая, любит ставить палки в колёса. Блямбы Teen (T, «Подросткам»), Mature (M, «Лицам от 17 лет»), Adults Only (AO, «Только для взрослых»), которые можно обнаружить на коробках любимых шутеров — их работа. В японской и европейской версиях на их местах Гарри Мейсона ждут другие монстры: цензорам не понравилось сходство «Серых» с малолетними детьми. В 2002 году японцы организовали свою собственную систему, Computer Entertainment Rating Organization (CERO), а в 2003 году к ним присоединилась европейская Pan European Game Information (PEGI), выполняющая, по сути, ту же задачу — оценку и контроль. Отрубленные конечности и сбитые старушки изрядно напугали политиков и родителей — чего доброго, дети вдохновятся и начнут зверствовать. Цензура решает за геймеров что им подходит, а что нет

Но ведь у каждого свои взгляды на рамки дозволенного. Разумеется, не каждый рынок оценил кровавую радугу. В локализации российская армия пошла войной на Америку просто так, без видимых на то причин, тем самым превратившись из жертвы в агрессора. Для многих ответ на вышеозначенный вопрос очевиден: цензура — это плохо. SEGA, главный конкурент Nintendo на тот момент, тоже утилизировала подобную систему, правда, менее строгую — потому что SEGA does what Nintendon’t. Kane and Lynch 2 — пример игры, в которой цензура не навязана свыше. Тогда как на самом деле иные творцы просто вставляют в свои опусы всё, что им хочется, будь то бесполезные (но рискованные) сцены, сексапильные красотки в обтягивающих нарядах или что-то ещё. Звучит благородно, но ответ неправильный — тогда для кого существует система рейтингов? Цензура убирает то, чего не хотят видеть потребители

Хотя контролируют контент комиссии и издатели, простой люд тоже может влиять на процесс «смягчения». Nintendo, например, за пределами островов дорожит образом компании по производству развлечений для всей семьи. Япония почему-то стеснялась показывать анимации смерти в Resident Evil, ограничившись экраном Game Over с омерзительно правдоподобными звуками пожирания плоти. Годом позже из пепла восстали лишь самые дальновидные компании — и здраво поразмыслив, их руководители поняли, что без контроля качества контента просто никуда. Нет, поскольку это было критически важное событие для сюжета: атака на гражданских вынудила РФ напасть на США и устроить Третью Мировую. Например, в NieR: Automata обнаружили предмет-мусор с говорящим названием NIN64 — очевидный кивок в сторону знаменитой консоли Nintendo 64. Австралия вообще отказалась ввозить на материк особо зверские проекты. — из готового хита вырежут пару сцен, реплик или даже персонажей. потели.  

Автор текста: Игорь Ерышев
Источник: 4pda.ru Не видать значка как своих ушей. Остаётся только гадать. Кое-кто даже отметился пошлой забавой про знаменитого генерала Кастера — ну а почему бы и нет? Стартовали дебаты — громкие, как положено любому скандалу. Но не спешите с выводами, ведь есть разумные аргументы как против ножниц, так и за них. Прямое. Упс.  

Дикий Запад

На PC, в отличие от домашних консолей, ситуация обстояла иная — единого платформодержателя не было, созидали разработчики без какого-либо надзора. А что такое контроль? В Германии ещё с Contra пошла мода превращать персонажей боевиков в роботов.  

Хорошо или плохо? По тем же причинам для релиза в Японии иные тайтлы заметно «смягчают» по части насилия (под нож идут отсекание голов, кровь и расчленёнка), а порой и вовсе переписывают, чтобы обойтись без случайных намёков. Срезать ему усики и обозвать Государственным Чемпионом от греха подальше. Впрочем, на Западе поток насилия после появления надзирателей особо не убавился: ESRB, а потом и PEGI, оценивали контент очень вальяжно — рецензенты комиссии тоже люди. В качестве цензуры на диктатора просто напялили солнцезащитные очки. Как можно заметить, большинство очевидно «купированных» проектов родом из Японии — страны развязной и весьма своеобразной. Цензура — это двойные стандарты

Когда знаменитую Papers, Please решили выпустить на iTunes, компания Apple ответила отказом — дескать, в произведении Лукаса Поупа есть нагота (во время сканирования на предмет наличия скрытого «багажа» беженцев показывают в чём мать родила). Скажем, Carmageddon 2 для релиза в некоторых странах пришлось изрядно смягчить, обратив всех пешеходов в безобидных зомби. Например, дизайнерам Страны Восходящего Солнца 13-летняя девушка в откровенном бикини из Xenoblade не кажется чем-то из ряда вон. Инкогнито! Новые правила… и новые ограничения. От греха подальше из поздних изданий Vice City вычеркнули намёки на гаитян и кубинцев — обе диаспоры обиделись и пригрозили судом. Но с годами популярность интерактивных развлечений выросла: они стали достоянием общественности. Есть изображения крестов и прочая религиозная символика? В американском релизе Silent Hill можно было встретить серых карликов с ножами в руках. Второй вариант: деньги. Сигеру Миямото считал, что шутер GoldenEye 64 слишком жесток, и предложил разработчикам в финале приключения отправить Джеймса Бонда в полевой госпиталь, чтобы тот пожал руки всем невинно убиенным злодеям. Десятилетия назад, во времена Atari 2600 и первых итераций Pong, о контроле интерактивных забав никто особо не задумывался. Строгих гайдлайнов не завезли, государство смотрело в другую сторону (например, «сатанинских» забав вроде Dungeons & Dragons), а правила приличия придумали для слабаков. Легендарная корпорация пыталась отделаться от «дурной славы» в начале 2000-х (с помощью некогда эксклюзивных Resident Evil Remake и Resident Evil 4, а также ряда других произведений), но сейчас примирилась сама с собой. Японская версия Resident Evil 4 не позволяет отстреливать врагам головы, а бензопильщики убивают Леона без декапитации: его режут как на арте выше. Вопрос риторический. «Большая N» даже убрала из ремейка The Legend of Zelda: Ocarina of Time кровь, настолько всё серьёзно. Помогла определённая нишевость индустрии — ругали в основном проекты громкие, вроде Mortal Kombat или DOOM. Потому что за пределами Японии подобные развлечения обрели статус «омерзительной ерунды для извращенцев». Ещё один фактор, который стоит учесть: имидж. Оригинальная версия DmC: Devil may Cry начиналась с вульгарного диалога, пестрящего низкопробными намёками. Например, Fallout 2, в которой можно спокойно убивать детей, употреблять всякое и сниматься в лентах для взрослых, получила «всего-навсего» M. В переиздании Definitive Edition сцену заметно сократили, убрав из неё особо пошлую реплику про волосы и стол. Она — художественное решение. Что цензурить-то, в сущности? «Atari пала, потому что она предоставляла слишком много свободы сторонним разработчикам, и рынок заполонил мусор», — Хироси Ямаути, третий президент Nintendo. Но где та грань, которую нельзя переходить? Как генерал Кастер уничтожил индустрию

Термин «цензура» в представлении не нуждается — слово известное, громкое и, чего греха таить, нелюбимое многими. Любая вариация на тему контроля контента не заслуживает права на существования. Какое отношение легендарный кризис 1983 года имеет к теме цензуры? Самое очевидное объяснение — ради мальчиков и девочек, на чью неокрепшую психику так легко повлиять. С другой — мейнстрим диктовал новые правила. Не нравится присвоенный рейтинг? Беритесь за ножницы или баста. Голые телеса смущают далеко не каждого, как показывает практика, да и насилие тоже. Как отмечалось выше, никому не хочется скандалов, ведь суды и отзыв целых тиражей — это большие потери. Хорошо? Поскольку здравое зерно в аргументе политиков всё же нашлось, с 1994 года начала свою работу американская рейтинговая комиссия Entertainment Software Rating Board (ESRB). В случае с Xtreme 3, правда, имела место самоцензура со стороны издателя — что тоже не очень хорошо. Например, Эйбу из Oddworld удалили четвёртый палец — потому что четырёхпалые входили в касту «нечистых» много лет назад. Достаточно взглянуть на трейлеры Nintendo Switch — там все живут в мире, где не существует преступности, все счастливы и даже не пьют на вечеринках, предпочитая доить виртуальных коров. Система помогла привести положение вещей в порядок, но если подумать — вот она, точка отсчёта. Но так было не всегда. В таком случае цензор выступает в роли строгого, но улучшающего произведение редактора. Магические буквы AO в своё время лишили Grand Theft Auto: San Andreas возможности продаваться в крупнейших торговых сетях США — что там говорить о релизах калибром помельче. В оригинальном японском релизе Shin Megami Tensei: Persona 2 одним из боссов был Адольф Гитлер. Поэтому на фоне заметно «облагороженных» Bravely Default (эх, прощай, браво-бикини!) и Tokyo Mirage Sessions #FE (японские поп-певицы танцуют в куртках и пупков не показывают) откровенно сексуализированная Bayonetta 2 смотрится несколько странно. Много насилия, есть похабщина или намёки на фривольности? И произведение от такой перемены ничего, в общем, не потеряло. К началу нового миллениума индустрия раздулась: все говорили о Grand Theft Auto, бюджеты Shenmue и Half-Life 2 составляли миллионы долларов, выставки вроде E3 обратились в дорогущее шоу для всех и каждого. Но зачем контроль? На Западе, между тем, изображение несовершеннолетней в подобном наряде — табу. Цензура подгоняет продукты под реалии нового рынка

Об этом говорилось выше: порой локализаторы и рейтинговые комиссии просто заботятся о том, чтобы не задеть чувств новой публики или адаптировать материал. Что в литературе, что в кинематографе, да и в случае игровой индустрии тоже. Что поделать — цензура, с ней шутки плохи. Немудрено: в понимании публики кромсание ничего произведению не даёт — исключительно отнимает. Китай запретил Command & Conquer: Generals за изображение Поднебесной. То же самое с цензурой — порой она служит для срезания лишних углов во время локализации. Но, увы, мнение меньшинства ничего не означает: если ограничивают, то для всех. Цензура, да — но её инициатором стал публичный гнев. Ныне вести о цензуре считаются за своеобразную норму: никто даже бровью не ведёт, услыхав, что Nintendo выкинула из западного релиза Fatal Frame 5 откровенные наряды для героинь или стыдливо перерисовала бикини в куртки. А тайтлы без оного просто не запускались на консоли благодаря встроенным в «железо» чипам. В конце 80-х и начале 90-х Великобритания всячески скрывала от детей факт существования японских ниндзя. Никто их не любит. Чего добиваются крупные фирмы своим вмешательством в творческий процесс? Да и заниматься подобным было откровенно некому: индустрию развивали энтузиасты, а клиентами были либо такие же замшелые гики (которым плевать), либо дети (которым плевать вдвойне). Японцы так разозлились, что буквально через пару дней программисты выбросили злополучную железку из ролевого боевика. Два пикселя на чёрном фоне? Третий: скандалы. В The Punisher пришлось жёстко зацензурить некоторые добивания, чтобы избежать рейтинга Adults Only — несмываемого клейма, способного поставить крест на хороших продажах. Таков менталитет. «Беспредел», впрочем, не остался незамеченным: убрав свои руки с горла D&D, уже в начале 90-х поборники морали наконец-то обратили взор на экраны компьютеров. Но кое-где правки всё равно были: из европейской версии грубо удалили спрайты малолетних персонажей — так грубо, что иные побочные задания перестали работать как надо. А релизам первых частей в США и Европе никто даже не думал препятствовать. Такая удивительная была пора — время, когда даже крупной корпорации вроде Atari было лень проверять собственную продукцию. С одной стороны, прекрасно — игры пошли в народ! Проблема разрешилась полюбовно, но она иллюстрирует двойные стандарты: на iTunes хватает лент, в которых люди расхаживают голышом, и это никого не трогает. Рокерский боевик Brütal Legend предоставляет выбор: играть с цензурой (меньше мата и меньше жести) или наслаждаться приключением в его первозданном виде. Зачем цензурить хоррор для взрослых и боевики с подписью 18+? Попытки взять игры под свой контроль, вытравить из них всё неугодное можно не одобрять и не любить, но факт остаётся фактом — тридцать лет тому назад без правящей длани случился глобальный крах, который стоил жизни и репутации легендарной компании Atari. «Делай что хочешь и как хочешь, лишь бы получилось интересно» — простые слова, которые мечтает услышать каждый творец. И о чём мало кто задумывается, так это о национальных особенностях разных рынков: что русскому хорошо, немцу смерть — и наоборот. Цензура ограничивает творчество

От скольких удачных, смелых идей отказываются разработчики в попытке ублажить Борцов за Социальную Справедливость?  

Подумайте о детях! «У Запада своё представление о том, как изображать женщин в играх, и оно отличается от японского», — Шухей Йошида, глава Sony Worldwide Studios. Заменить! Не говоря уже о мелочи вроде NIN64 в игре про роботов в смелых нарядах. Понятия «неподходящий контент» для гениев мыши и клавиатуры не существовало — даже в философской Deus Ex никто не мешал взрывать малолетних детей на мелкие ошмётки. Немудрено, что в 1983 году индустрия рухнула: наплыв низкопробного, сделанного на коленке шлака оказался слишком велик. Именно ради этого из немецкой версии Wolfenstein: The New Order вытравили всю фашистскую символику. Ныне это повальное явление: страшно подумать, сколько японских хитов по пути на Запад лишилось юных девушек в бикини. Чтобы избежать паники и критики, из отечественного релиза эпизод убрали. Проще вырезать — или «подтянуть» возраст персонажа до безопасных 18. Но нагота в подчёркнуто взрослой, мрачной интерактивной драме — это, понимаете ли, зло.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.